Источник : http://apb-to.jimdo.com/
История ордена
Начавшиеся в 11 в. крестовые походы привели к феномену создания рыцарско-монашеских объединений, «орденов». Первым таким объединением, появившимся в Святой Земле, стал орден Храмовников или Тамплиеров (temple – храм). Резиденция этого ордена находилась в Иерусалиме на месте разрушенного храма Соломона, откуда и пошло название храмовники. Официально годом создания этого Ордена является 1118 г. Его основной задачей декларировалась защита паломников. Рыцари, вступающие в орден, давали обет безбрачия, бедности и послушания. В 1146 г. папа Евгений III утвердил герб тамплиеров, красный крест, который они нашивали на белый плащ. Знамя у них было чёрно-белое. Орденские рыцари обязаны были называть друг друга брат.
Следующий рыцарский орден был создан на базе Иерусалимского госпиталя Св. Иоанна предназначенного для оказания помощи паломникам из Европы. Его трансформация происходила постепенно, после 1126 г. в ордене появилась должность коннетабля и до 1153 г. устав рыцарского ордена[1]. Это новое образование получило название «Орден всадников Св. Иоанна» или иоанниты. Помимо борьбы с мусульманами они продолжали свою госпитальную деятельность, поэтому их так же называли госпитальеры. Гербом у иоаннитов был белый крест. Плащ у них был чёрный, позже красный, знамя красное с белым крестом.
Польско-прусские дела
В двадцатых годах тринадцатого столетия обессиленное феодальными неурядицами польское государство начало подвергаться безжалостным прусским набегам. Особенно страдали пограничные с пруссами княжество Мазовецкое и епископство Плотцкое.
Конрад Мазовецкий, решил просить помощи у Тевтонского ордена отлично проявивший себя в Венгрии на границе с половцами. Было организовано посольство и отправлено к Германну фон Зальца. Магистр в то время находился в южной Италии и посланные прибыли к нему в начале 1226 г. Ордену предлагалось взять во владение Хельмские земли, с обязательством покорить Пруссию. Но встал вопрос для кого покорить. Кому должны были принадлежать покорённые территории, Ордену, Польше или императору? Об этом послы ничего сказать не могли[lxxviii]. Получив от Конрада Хельмские земли, не было уверенности, что поляки не поступят с Орденом как венгерский король. Этот вопрос обсуждался на орденском капитуле, который насторожённо отнёсся к новому предложению. Что бы развеять сомнения Германн фон Зальца решил подвести под прусскую акцию законодательную базу. Магистр обратился к Фридриху II с предложением учредить на северо-востоке независимое орденское образование. Император в это время находился в Италии в городе Римини, идея ему понравилась и в марте 1226 г. даёт Генриху фон Зальца так называемую «Золотую Буллу»[lxxix]. В ней он жаловал Ордену в полное распоряжение земли, обещанные польским князем, а также все в будущем завоёванные рыцарями земли язычников.
Заручившись буллой императора, магистр фон Зальца в том же 1226 г. отправляет двух орденских рыцарей Конрада фон Лансберга (Konrad von Landsberg) с товарищем Отто фон Залейден (Otto von Saleiden), в сопровождении 18 вооружённых всадников в Мазовию. Посольство не застало Конрада в его землях, он принимал участие в очередной междоусобной войне. Поэтому рыцари были приняты его женой Агафьей[lxxx]. Во время пребывания послов в Мазовии сильное прусское войско вторглась в эти земли, и дошло до Плоцка все, уничтожая на своём пути. Орденские рыцари были поставлены во главе польского войска и в ожесточённом бою нанесли пруссам поражение, при этом оба рыцаря были тяжело ранены. По сведениям Чешихина Ландсберг не дождавшись князя, вернулся к магистру[lxxxi]. Историк Тевтонского ордена Йоханнес Фойгт напротив пишет, что 29 мая переговоры состоялись. В присутствии епископов Гюнтера Мазовецкого, Михаэля Куявского и Кристиана Прусского, с согласия супруги Агафьи и сыновей Болеслава, Казимира и Земовита был составлен документ о передачи Ордену земель Кульмской и Лёбау (Хельмской и Любовии), с отказом от всех прав и притязаний. Этот документ был доставлен княжеским посольством великому магистру. Оба орденских рыцаря остались в Мазовии. Конрад построил для орденского отряда на левом берегу Вислы небольшой вальный замок с деревянными стенами. Эта небольшая крепость была названа Фогельзанг. В ней орденские рыцари поджидали подкрепления, от великого магистра[lxxxii] изучая ситуацию на границе и в прусских землях.
Весь 1227 г. Герман фон Зальца по поручению императора готовил крестовый поход в Палестину, а Конрад Мазовецкий продолжал активное участие в войнах между польскими князьями. В разгар шестого крестового похода, несмотря на свою занятость, великий магистр не упускал из вида польско-прусские дела. Весной 1228 г. к Конраду Мазовецкому было отправлено новое посольство во главе с комтуром Филиппом, орденским братом Генрихом и орденским монахом Конрадом. По предварительному соглашению князь уступил Ордену Хельмскую землю и куявскую деревню. О каком либо подчинении Ордена Польше речи не было[lxxxiii]. Прибытие орденских рыцарей на границу откладывалось до окончания крестового похода. Но противостояние Папы с императором в Италии затянули переброску орденских отрядов на границу с Пруссией. Как только в конце 1229 г. состоялся формальный акт примирения между Григорием IX и Фридрихом II Герман фон Зальца вновь вернулся к польско-прусской проблеме.
К этому времени Конрад в своей особой грамоте полностью подтвердил свои прежние обещания, о передаче ордену в постоянное владение Хельмской земли. Герман фон Зальца был в курсе дел европейского Севера, а также знаком с проблемами миссии Кристиана, в лице которого орден имел сильного конкурента. Магистр ясно видел трудности с которыми ему предстоит столкнуться. Основная проблема если очень кратко, выглядит так, папская теория миссионерства: язычники должны быть обращены в христианство, но нельзя подчинять их своему господству[lxxxiv]. Для решения этих вопросов к Конраду было отправлено третье посольство. В январе 1230 г в Леслау при посредничестве куявских аббатов Генриха Лугненского и Иоанна Линденского состоялось подписание соглашения с Кристианом. Епископ сохранял за собой все владения, подаренные ему Конрадом и епископом Плоцким. Орден признал епископских вассалов, получивших лены от Кристиана. В Хельмской земле Орден имел право раздавать лены только с согласия епископа, и т.д[lxxxv].
Одновременно послы вели переговоры с князем мазовецким и епископом плоцким о юридическом признании права Ордена на Хельмскую землю. Что бы дарение имело законную силу, требовалось согласие наследников Конрада, к тому же к грамоте надлежало привесить печати других польских князей, поскольку вся Польша рассматривалась как вотчина всей династии пястов[lxxxvi]. Во время переговоров эти требования частично были выполнены. В этом же году 13 июня в Крушвице была подписана ещё одна грамота, по которой Конрад на вечные времена передаёт Тевтонскому ордену Хельмскую (Кульмскую) землю. За это Орден обязался защищать Конрада и его наследников от пруссов и других соседних язычников (литвинов). Однако подлинность этого документа не раз подвергалась сомнению. Но это уже не имеет значения, так как его содержание в значительной мере дублируется другими актами, подлинность которых не вызывает сомнений[lxxxvii].
В 1230 г. папа Григорий IX дал разрешение ордену расширить сферу христианства в этой стране, разрешив занятие территорий неохваченных христианскими миссиями, которые возглавлял епископ Кристиан. Папа так же взял под опёку и будущие захваченные ими земли. Был подтверждён так же документ Конрада Мазовецкого от 1228 г., по которому князь уступал ордену Хельмскую землю « не сохраняя для себя никаких привилегий и не рассчитывая на это в будущем». Вместе с послами в Польшу прибыл и передовой орденский отряд. Рыцари обосновались на границе с Пруссией в замке Фогельзанг[lxxxviii].
Взаимоотношения ордена с епископом Кристианом прошли несколько этапов, в 1231 г. с ним был заключён договор в Рубенихте, согласно которому Кристиан отказывался от прав на владения Кульмской (Хельмской) землёй, переданных ему епископом Плоцка (нем. Плок), и землями, подаренными ему Конрадом Мазовецким, но сохранял свои епископские права на этой территории. Неожиданный случай помог ордену приблизиться к своей цели. Уже после начала наступления рыцарей в Пруссии (1231г.), епископ Кристиан во время новой поездки к пруссам, где-то в 1233 г., был взят язычниками в плен. Орденские братья и пальцем не пошевельнули, что бы его спасти. Напротив, Герман фон Зальца, воспользовавшись тем, что конкурент устранён, с успехом заключил соглашение с Римом. Григорий IX убеждённый магистром, что Кристиан пропал без вести, 3 августа 1234 г. издаёт буллу по сути аналогичную «золотой булле».
К весне 1230 г. на границу прибыло ещё несколько орденских рыцарей под предводительством Германа фон Бальк, назначенного ландмейстером Пруссии. По орденской легенде Герман фон Зальца напутствуя фон Балька сказал: «Будь твёрд и мужествен, ибо ты ведёшь сынов Израиля, твоих братьев, в землю обетованную, и будет с тобой Бог»[lxxxix]. С Германом фон Бальк прибыли, Дитрих фон Бернхайм назначенный маршалом. Великим магистром планировалось создание в Пруссии рыцарского конвента, и он назначил брата Конрада фон Тутелен (von Tutelen) комтуром, Генрих фон Берка (von Berka) хауз-комтуром и Генриха фон Виттхендорф фон Цейтц (von Zeitz von Wittchendorf) госпитальером. Вместе с ними прибыли оруженосцы и кнехты[xc]. Для укрепления своей базы на левом берегу Вислы, в марте Орден приобрёл у епископа Плоцкого местность Нессау. На этой территории граничившей с Пруссией был построен замок Нессау.
Весной 1231[xci] небольшой орденский отряд во главе с Германом фон Бальк, совместно с крестоносцами переправился на восточный берег реки. Началось завоевание Пруссии, которое из-за недостатка людских и финансовых ресурсов, направляемых для обороны Святой Земли, затянулось на более чем пятьдесят лет
В связи с административными изменениями и появлением должности Немецкого магистра в 1226 г., который возглавлял орденские владения (балляйн - balleien)[xcii] в Германии. Магистр Тевтонского ордена получает титул великого или верховного магистра Hoсhmeister - хохмейстер). Первым Немецким магистром был Германн Бальк (Hermann Balk)[xciii].
Рыцарские ордена в Прибалтике в XIII веке
C древнейших времен пруссы враждовали с Польшей. Поляки неоднократно пытались покорить пруссов, но все усилия закончились безрезультатно. Не добившись победы оружием, они предприняли попытку обратить пруссов в христианство с помощью христианских миссионеров. В 997 г. Болеслав Храбрый отправляет в земли пруссов пражского епископа Адальберта (Войцеха). Но эта миссия закончилась для Адальберта трагически. Заподозрив в нём польского шпиона, пруссы убивают его. Это произошло 23 апреля 997 г. в день святого Георгия. Останки мученика были выкуплены Болеславом и отправлены в Гнезно.[1]
Неудачей и смертью закончилась и следующая акция миссионера монаха Бруно из Кверфурта, он и 18 его спутников погибают 14 февраля 1009 г., по словам летописца «где- то на границе Пруссии и Руси».[2]
В XII в. Болеслав III (Кривоустый) вновь делает попытку покорить пруссов. Но оба его похода заканчиваются практически ничем. Более того, попав во время второго похода в засаду, войска Болеслава понесли тяжёлые потери.
После начавшихся в Польше междоусобиц полякам было не до пруссов. Но тут уже пруссы, воспользовавшись ослаблением своих южных врагов, начали предпринимать против них грабительские походы. Обессиленная Польша не смогла отразить эти нападения.
Польские князья, подвергающиеся опустошительным набегам пруссов, обратились за помощью к папе.
В это время папа призвал европейских христиан к крестовому походу против язычников, в том числе европейских. На его призыв из далёкой Испании откликнулись рыцари ордена Калатравы (Сalatrava). Этот первый духовно-рыцарский орден Испании, был основан в Кастилии, в 1158г., в ходе борьбы против мавров. У истоков его создания находился рыцарский орден тамплиеров[3]. Испанский орден Калатрава был утверждён папой Александром III в 1164 г. Своё название получил по отвоёванному у мусульман замка Калатрава. Отличительным знаком (гербом) этого ордена являлся белый плащ с розовым крестом. Прославившись в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 г., они посчитали, что вполне смогут оказать помощь и польским христианам.
Прибывшие около 1220г., на побережье Пруссии, рыцари Калатравы, вступили в борьбу с пруссами. Но в этой борьбе они не смогли добиться победы и переломить ситуацию.[4] За время своего пребывания в Пруссии ими были заложены три замка. Предположительно Шёнек (Schoneck), Тейман (Thyman) и Люков (Lukow).
Затем их следы теряются, часть исследователей полагают, что они все погибли в Пруссии, так как о их возвращении в Испанию никаких подтверждающих сведений нет.
Положение на границе по-прежнему оставалось крайне напряжённое.
Следующие походы, обрушившиеся на Пруссию, уже были крестовыми, официально благословлённые церковью. Организовали их польские князья, поддержанные государственными и духовными руководителями. В первом походе 1222 г. приняли участие князья Лешек Белый, Хенрих Бородатый и Конрад Мазовецкий. Через год к ним присоединился князь Святополк, а так же множество епископов. Пруссию они, однако, не покорили, и граница опять запылала,
Пруссы начали массированные набеги, опустошая и разоряя Поморье и Мазовию, пограничная Хельмская земля была превращена в пустыню. Что бы прекратить эти набеги необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовии.
Помочь развязать этот узел проблем мог бы Орден Братьев Рыцарей Христа «Fratres Militiae Christi» действующий в Ливонии с 1202 г.[5] членов, которых называли Меченосцами по гербу на белом плаще в виде красного креста, а под ним красный меч остриём книзу, носимый ими на левой стороне груди. Но у тех были свои проблемы в Латвии и Эстонии, и оказать помощь Польше они не могли.
Тем временем положение польского князя Конрада Мазовецкого всё ухудшалось. Отряды пруссов постоянно предпринимали опустошительные набеги на польские территории преимущественно на Мазовию. Конрад этими набегами был доведён до отчаяния, отсутствие средств привело к тому, что он не мог предпринять против пруссов не только наступательные действия, но и противостоять им в обороне. Дело дошло до того, что один из отрядов пруссов подойдя к его резиденции, потребовал от него, лошадей и одежду. Конрад, не смел им отказать, и обобрал приглашённых к нему на пир знатных панов, отослав их лошадей и верхнею одежду пруссам.[6]
В этом катастрофическом положении Конрад Мазовецкий решает создать свой рыцарский орден. Основанный в 1224 г. орден назывался «Братья рыцарской службы Христу в Пруссии»[7] или « Добжинский» по месту своей резиденции крепости Добжинь, переданной им Конрадом. В качестве отличия они имели белый плащ, на котором были нашиты, красные, шестиконечная звезда и меч, очень похожий на герб Ордена Братьев Рыцарей Христа в Ливонии. Полагают, что его магистр Бруно и часть рыцарей были из этого ордена.[8] Добжинский орден имел устав меченосцев, а его основной задачей считалась оборона польских земель.
Всего орденских братьев насчитывалось 14 человек, с кнехтами и оруженосцами они представляли значительную силу.[9] Но в первом же сражении (1224г.) с пруссами Братья рыцарской службы Христу в Пруссии или Добжинские рыцари, были разбиты. После этого поражения пруссы неоднократно осаждали резиденцию этого ордена, но взять не смогли. Однако они настолько деморализовали орденских рыцарей, что даже небольшой прусский отряд мог спокойно грабить окрестности крепости, не встречая никакого сопротивления с их стороны.[10]
Видя безнадёжность положения, Конрад Мазовецкий, вероятно по уговору князя Генриха Бородатого, который в Силезии выделил владения Тевтонскому ордену в 1222 г, завязал контакты с великим магистром Германом фон Зальца.
Герман фон Зальца был в курсе дел европейского Севера,
Получив от Конрада Хельмские земли, он решил добиться поддержки от императора Фридриха II и Римского папы.
Уже в 1226 г. он получает от Фридриха II документ, известный как «Золотая булла»,[11] в которой он утвердил сделку с Конрадом и передавал ордену земли, которые он в будущем завоюет в Пруссии.
Но магистр ясно видел и трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, в отношении папской миссии во главе с епископом Кристианом. Основная проблема если очень кратко, папская теория миссионерства выглядит так: язычники должны быть обращены в христианство, но нельзя подчинять их своему господству.[12]
Взаимоотношения ордена с епископом Кристианом прошли несколько этапов, в 1231 г. с ним был заключён договор в Рубенихте, согласно которому Кристиан отказывался от прав на владения Кульмской землёй, переданных ему епископом Плоцка (нем. Плок), и землями подаренными ему Конрадом Мазовецким, но сохранял свои епископские права на этой территории.
Неожиданный случай помог ордену приблизится к своей цели.
Уже после начала наступления рыцарей в Пруссии (1231г.), епископ Кристиан во время поездки к пруссам, в 1233 г., был взят язычниками в плен. Орденские братья и пальцем не пошевельнули, что бы его спасти. Напротив, Герман фон Зальцаа, воспользовавшись тем, что конкурент устранён, с успехом заключил соглашение с Римом. Григорий IX убеждённый магистром , что Кристиан пропал без вести, 3 августа 1234 г. издаёт буллу по сути аналогичную «золотой булле»
Как бы там ни было в 1226 г. при дворе Конрада появились два рыцаря-монаха с оруженосцами и кнехтами, которые вскоре поселились на границе с Пруссией в укреплённом замке Фогельзанг (Птичье пение). Перед ними, за Вислой, простиралась неведомая страна, заросшая лесами, полная озёр и болот.
В 1230 г. папа Григорий IX дал разрешение ордену расширить сферу христианства в этой стране, разрешив занятие территорий неохваченных христианскими миссиями, а так же взял под опёку в будущем захваченные ими земли. Был подтверждён так же документ Конрада Мазовецкого от 1228 г., по которому князь уступал ордену хельмскую землю « не сохраняя для себя никаких привилегий и не рассчитывая на это в будущем».
К весне 1230 г. на границу прибыл Герман фон Бальк назначенный ландмейстером Пруссии. Вместе с ним прибыли, маршал ордена Дитрих фон Бернхайм, а также братья Конрад фон Тайтлебен, Генрих фон Берг и Генрих фон Кица, с множеством оруженосцев. [13]
Что бы укрепить свою базу на левом берегу Вислы, ими был построен ещё один замок Нессау.
Вскоре им пришлось впервые столкнутся с пруссами.
Один из отрядов пруссов переправившись через Вислу, вторгся в польские земли, занимаясь грабежом и разбоем. Узнав об этом, орденские братья, Тевтонского ордена вооружившись, кинулись за ними. Увидев за собой погоню, пруссы страшно удивились. Уже давно ничего подобного не происходило на польской границе. Противники пруссов были настолько запуганы и деморализованы, что они уже привыкли к полной безнаказанности. Узнав, от пленного поляка, кто эти рыцари, они, в растерянности отступили.
II
В декабре 1230 года (по другим сведениям весной 1231[14]) дождавшись, когда Висла встала, орденские братья во главе с Германом фон Бальк, назначенным ландмейстером Пруссии, совместно с отрядом крестоносцев переправились на восточный берег реки.
Началось завоевание Пруссии Тевтонским орденом. Но параллельно продолжает существовать и орден «Братьев рыцарской службы Христу в Пруссии», который вероятно в качестве союзников так же принимает участие в наступлении на пруссов. До 1235 г. он продолжал своё суверенное существование, а затем вливается в состав Немецкого ордена.
К этому времени в Поморье уже существовали небольшие владения ордена «Всадников госпиталя Святого Иоанна», они же Иоанниты, они же Госпитальеры, они же Родосские рыцари, они же Мальтийский орден.
Созданный, как и тамплиеры в Палестине. Первоначально это было госпитальное братство Св. Иоанна, но в 1120 г. он был преобразован в духовно - рыцарский орден и в качестве отличия от тамплиеров имел чёрный плащ и белый восьмиконечный крест. Много позже черный плащ был заменён красным, но крест остался без изменений.
Владения им были подарены Померанскими или поморскими (польскими) князьями. Воспользовавшись этим, Добжинские рыцари вошли в состав ордена св. Иоанна (1237г.)
Объединение с орденом меченосцев
Cозданный епископом Альбертом орден меченосцев, практически со дня основания в 1202 г. вступил в упорную борьбу против епископа, добиваясь полной независимости от него. Уже к 1207 г. между епископом и орденом был заключён договор, по которому две трети завоёванной территории отходили епископу, а одна треть ордену. Но и этим результатом рыцари не были удовлетворены. В дальнейшем спор был перенесён на суд папы. В булле от 20 октября 1210 г. Иннокентия III говорится: 1) орден подчинён епископу в лице магистра, но орденские рыцари подчиняются только магистру. 2) за воинскую защиту церкви в Ливонии орден получает от епископа треть всей недавно завоёванной земли ливов и лэттов. 3) Рыцари имеют право завоёвывать новые земли без всяких по ним обязательств в отношении епископа, а с обязательством лишь договариваться по указаниям Рима с будущими новыми епископами завоеванных территорий[15].
Далее сложные взаимоотношения ордена и епископа неоднократно приводили к постоянным трениям и открытым столкновениям.
К 1237 году, отряды меченосцев и войска епископов продвигаясь по территории язычников, частично вышли на востоке к границам Пскова. На юге Ливония граничила с агрессивной Литвой.
Столкнувшись с большими трудностями в борьбе с Литвой и русскими набегами, магистр меченосцев Волквин уже в 1234 году предложил хохмейстеру Тевтонского ордена Герману фон Зальца объединиться. Фон Зальца, что бы прояснить ситуацию отправил в Ливонию в 1235 году делегацию во главе с Еренфридом фон Ноенбург комтуром Негельстандским. После ознакомления с порядками в ордене меченосцев, в Марбурге (Германия) был собран капитул, который возглавил ландмейстер Германии Людвиг фон Оттинген. Меченосцы, прибывшие на этот капитул, были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация, побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете описал поведение братьев меченосцев назвав их людьми упрямыми и конфликтными, которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, которые больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там» [16]. В объединении им было отказано.
Надо учесть, что в этот период большая часть военной деятельности ордена меченосцев была направлена либо против местных балтийских племен, либо против постоянно усиливающегося Литовского государства. Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Но завершился этот поход для союзников тяжёлым поражением в битве при Сауле[17], в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и 48 братьев рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.[18]
Это поражение привело орден рыцарей Христовых на грань краха. Встал вопрос о самом существовании этого ордена. Было принято срочное обращение к Немецкому ордену с просьбой об объединении. Но и на этот раз им было отказано. И только под сильнейшим давлением римского папы Григория IX, объединение состоялось в 1237 году[19]. По условиям объединения, которые выдвинул Немецкий орден. С этого времени орден Меченосцев упразднялся, красный крест с красным мечем, заменялся простым чёрным крестом и на территорию Ливонии распространялся устав (статут) Н.О.[20] Ливония становилась его филиалом, в то же время она пользовалась автономией и имели право выбора своего магистра.
На помощь Ливонии был отправлен ландмайстер Пруссии Герман фон Бальк с 40 братьями и большим количеством оруженосцев.[21]
Первым делом фон Бальк вернул королю Датскому Вальдемару II северную часть Эстонии, на которую претендовал орден меченосцев, и заключил с ними договор в Стенсби 7 июня 1238 г. В этом договоре был записан союз между Данией и Н.О. Только после этого Бальк занялся внутри - ливонскими делами. Здесь он наткнулся на острую оппозицию в лице вновь принятых в Немецкий орден бывших рыцарей меченосцев. Всё это побудило его ещё в 1238 г. покинуть Ливонию. Молодой рыцарь Н.О. Дитрих фон Грюнинген которого он там оставил за себя уже в 1239 г. последовал за ним. Таким образом объединение двух орденов началось с внутреннего конфликта.[22] Для Н.О. в Ливонии речь шла об обеспечении флангов своего предприятия против пруссов, а бывшие члены ордена Меченосцев инкорпорированные в Н.О. преследовали совсем иные политические цели, прежде всего они хотели приобретения Эстонии, а так же продвижение в сторону Пскова. Эта политика совершенно не соответствовала политики Н.О. в Пруссии.
Руководство Н.О. в Пруссии в течении первой фазы , длившейся весь XIII век, пыталось подчинить интересы ливонской орденской ветви своим интересам. Оно использовало для этого самые разнообразные средства. Во первых в Ливонию отправляли рыцарей происходивших из тех же областей откуда были родом и братья меченосцы,(которые по происхождению были в основном с севера Германии) что бы по новому отрегулировать политику в Ливонии. Посланный туда орденский брат Андреас фон Штирланд (Andreas von Stirland) из Штайермарка в 1240 г. отправился в Новгород, что бы договорится там о мире. Но это не помогло, орденские рыцари были втянуты в сражения с Александром Ярославовичем, и потерпели поражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. Ни ландмейстер Н.О. в Пруссии и уж конечно не Великий магистр находящийся в Святой земле, такого поворота событий ожидать не могли. Эти конфликты с Русью были спровоцированы теми же силами, которые хотели продолжить политику Меченосцев. Что бы этому помешать, орденское руководство в Пруссии попыталось объединить ордена в одни руки. В 1251 г. в Ливонию был послан Эберхард фон Зайне (Eberhard von Seyne) который постарался навести внутренний порядок в Ливонии и основанием замка Мемель (Клайпеда) пытался обеспечить связь между двумя ветвями ордена.
( Но ещё в XIV веке в кругу Великого магистра печально вздыхали из-за тяжёлого наследства полученного орденом в 1237 г.[23])
Ещё за десять лет до этих событий в Прибалтике произошло крупное событие особенно повлиявшее на события в Пруссии.
После двух походов татар на Русские земли в 1238 и 1240 гг. Татары разделившись на две колонны вторглись в Западную Европу. Одна из колонн вторглась в Польшу.
На помощь польскому князю Генриху выступили немецкие бароны северной Марки, а так же несколько десятков братьев Немецкого ордена с кнехтами, к ним присоединились местные иоанниты которые имели в Прибалтике и в Польше свои владения, а так же рыцари ордена Храма. Тамплиеры имели 9 братьев- рыцарей и 500 воинов.[24]
Весной 1241 г. орденские рыцари впервые столкнулись с татарами.
В сражении у города Лигницы, 9 апреля, объединённое рыцарское войско потерпело поражение. В этом сражении орденские братья находились на левом фланге и под мощным натиском татаро-монгольской конницы почти все были уничтожены. Из храмовников спаслось только три рыцаря.[25]
Неделей позже на юге в Венгрии у селения Мохи, татаро-монголы разбили армию венгерского короля. В первых рядах этой армии находились тамплиеры Славонии и Венгрии и здесь почти все они пали в сражении.
После всех этих орденских перепетий основной задачей Н.О. являлось заставить ливонскую ветвь помогать им в выполнении политических и военных задач в борьбе против Литвы. Но в Ливонской части ордена постоянно были силы, которые не хотели отходить от своих собственных политических целей.
К 1346 г. Ливонская орденская территория приобрела своё окончательное оформление[26]. Но одновременно выяснилось , что политические задачи на этой территории были иными нежели в Пруссии. Прежде всего это была борьба против архиепископов и г. Риги. К тому же с начала XIV в. всё обострялась ситуация на восточной границе против русских соседей, которые постоянно совершали набеги на орденские территории. Попытки руководства Н.О. перенацелить их против Литвы удавалась очень редко. Всё это очень существенно отягощало Н.О. И если руководство в общем то лояльно относилось к Ливонской ветви, то всётаки в кругу В.магистра печально вздыхали из-за тяжкого наследства полученного в 1237 г. Эта вторая фаза в отношениях между В. магистром в Пруссии и Ливонией длилась почти весь 14 век
Это поражение не прекратило существование данных орденов в этом регионе. Они продолжали здесь находится ещё до XIV века, а Немецкий орден до 1525 г.
Тамплиеры прекратили своё существование по распоряжению папы в 1312 г. Иоанниты имели свои владения в Пруссии и Померании до 1370 г. после чего они были вынуждены их продать Тевтонскому ордену, который окружил небольшие владения Иоаннитов своими землями
[1] Manns Peter. Alle Biographien zum Regionalkalender fur das Deutsche Sprachtgebiet. Mainz 1977.
[2] Nowakowski A. O woiskach Zakonu Szpitala Naiswietszei Marii Panny Domu Niemieckiego w Jerozolimie zwanego krzyzackim. Olstyn, 1988.
[3] Орден тамплиеров был создан в период крестовых походов в Святую Землю. Официально считается что он был образован в 1118 г. Полное его название «Бедные рыцари Христа и Соломонова Храма» Местом резиденции являлись остатки Храма Соломона в Иерусалиме . Храм по французски - Temple . От этого слова и происходит название Тамплиеры или Храмовники. Отличительным знаком являлся белый плащ с красным лапчатым крестом на груди.
[4] Nowakowski A.
[5] Орден меченосцев был основан епископом Ливонии, Альбертом. Утверждение ордена состоялось в 1210 г. Римским папой Инокентием III в булле от 20 октября. На начальном этапе он выполнял роль военной силы в покорении латвийских и эстонских язычников. Это был первый рыцарский орден созданный за приделами Средиземноморья. Орден имел устав тамплиеров.
[6] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 3-4. Москва 1960.
[7] Schumacher B. Geschichte Ost- und West preussens. Augsburg 1993. нем. «Bruder vom Riterdienste Christi in Preussen».
[8] Ketrzynski W. O powolaniu krzyzakowprzez ksiecia Konrada. Krakow, 1903.
[9] Древнейшие государства Восточной Европы. изд. Наука. Москва 1991.
[10]Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Том. III. Москва. 1960.
[11] Документ был скреплён золотой печатью.
[12] Caspar Erich. Hermann von Salza und die Grundung des Deutschordensstaats in Preussen. Tubingen 1924.
[13] Там же.
[14] Gause Fritz. Geschichte Preussen. Leep. 1986.
[15] Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Подготовил. С.А. Аннинский. Москва-Ленинград, 1938. Стр. 499-450
[16] Соловьёв С.М.
[17] Hellmann v.M. Von Akkon bis Wien. Marburg, 1978.
[18] Соловьёв С.М
[19] Объединение орденов было совершено в Витербо, близ Рима, в мае 1237 г.
[20] Петр из Дуйсбурга пишет: ...господин папа... принял в орден госпиталя святой Марии дома Тевтонского дав им белый плащ с чёрным крестом, вменяя им и другим братьям этого ордена рыцарей Христовых, находящимся в Ливонии во искупление всех грехов соблюдать правила жизни дома Тевтонского. Хроника земли Прусской.
[21] Там же.
[22] Hellmann v.M
[23] Hellmann v.M. Von Akkon bis Wien. Marburg, 1978.
[24] Мельвиль М. Потери тевтонцев и иоаннитов установить не удалось.
[25] Там же.
[26] После приобретения у Дании Эстонии.